О программе

О программе


На пресс-конференции, прошедшей на днях в Москве, организаторы кинофестиваля рассказали журналистам о программе фестиваля, своих ожиданиях и перспективе одного из самых ярких кинофестивалей нашей страны.
Напомним, "Окно в Европу" пройдет в Выборге с 7 по 13 августа.


Армен Медведев: Первый вопрос, который, я полагаю, у вас уже родился после изучения пресс-релиза: «Насколько интересна программа?» Все фильмы, представленные в основном конкурсе (а мы выбрали 13 лучших из 60-ти заявленных) - это «воздушный поцелуй зрителю». Наше преимущество в том, что «Окно в Европу» - городской фестиваль, связанный в первую очередь с Выборгом, у нас есть постоянная зрительская аудитория, и ее мнение, ее отношение к фильмам будет, конечно, очень важным.
Программа копродукций представлена у нас уже третий раз. Если это будет интересно, то будем продолжать развивать ее и дальше. Постараемся вывести новые тенденции производства совместных проектов, которые сильно отличаются от советских времен, где эта совместность определялась, в первую очередь, идеологической общностью. На сегодняшний день - это в большей степени поиск коммерческого партнерства, организации кинопроизводства.
Программу мастер-классов в этом году мы решили сделать не по принципу «взгляд в нечто: мастер и вечность», а опираясь на конкретные проекты. Сергей Урсуляк, например, обещал рассказать и даже что-то показать из своей новой работы «Тихий дон». Гарри Бардин представит два своих последних фильма и расскажет о новой работе, которую он сейчас завершает.
В программу «Выборгский счет» мы привлекли несколько фильмов-лауреатов других фестивалей, чтобы по традиции дать какую-то завершающую картину года. Посмотрим, что предпочтет зритель.

- Могли бы вы сказать несколько слов о программе игрового кино, там много незнакомых авторов.

Алиса Струкова: Все незнакомые имена в этой программе - режиссеры-дебютанты, и все их фильмы - премьерные. Молодые ребята - выпускники разных киношкол. Среди них выпускник ВГИКа Рустам Ильясов, чей короткометражный фильм «Замок эльфов» в 2012 году стал лауреатом 35-го ММКФ; выпускник «Московской школы нового кино», ученик режиссера Дмитрия Мамулии Даниил Шарыпин (фильм «Фин (FIN)», ученица курсов кинорежиссуры Владимира Аленикова Анна Ефремова («Давай меняться»), выпускник Санкт-Петербургского Университета кино и телевидения Илья Северов («Развод по собственному желанию»). Между прочим, знаменитый актер и театральный режиссер Сергей Пускепалис также выступил в качестве дебютанта в полнометражном игровом кино с картиной «Клинч». Все фильмы очень разные, каждый представлен в своем формате, стиле, на своем дыхании. Но мне кажется, каждая из этих работ заслуживает внимания и анализа. Уверена, и вам будет интересно познакомиться с этими авторами.

Армен Медведев: «Развод по собственному желанию», например, называют ремейком фильма «Влюблен по собственному желанию». Так что у вас появится возможность сравнить две эпохи, два поколения - о чем они думают, о чем говорят.

Геворг Нерсисян: Надеюсь, что среди дебютов вы найдете интересные картины.

- У вас всегда очень интересная программа круглых столов. Хотелось бы больше услышать о том, на чем будут сделаны акценты, на каких проблемах?


Армен Медведев: Акценты будут сделаны на проблемах нашего кино. Я надеюсь повести с собравшимися на фестивале кинематографистами серьезный разговор о том, что происходит с нашим кино, куда оно движется, чего ему не хватает и в чем оно достигло успехов.

Алиса Струкова: 13 августа в рамках фестиваля пройдет «Деловая программа», посвященная копродукции и истории взаимоотношений с Финляндией. В этот день в Выборг приедут деятели финской кинематографии, представители Фонда кино, продюсеры.

- Почему именно с Финляндией?

Геворг Нерсисян: Финляндия - наш близкий сосед. И есть инициативы, которые были и будут подхвачены. Быть может, в следующем году речь пойдет и о сотрудничестве с Китаем. Копродукция - хороший пример пути, по которому может развиваться наше кинопроизводство. Но в этом году разговор пойдет пока о копродукции с Финляндией.

- Скажите, пожалуйста, у вас были проблемы с финансированием фестиваля в этом году?

Геворг Нерсисян: Нет. Проблем никаких не было. Мы подали заявку, и она прошла. Так что мы получили от Министерства культуры достаточно солидную сумму, которая покрывает 70 процентов финансирования фестиваля.

- Можете рассказать подробнее о встрече с Евгением Евтушенко?

Алиса Струкова: У нас будет две встречи с Евгением Евтушенко. Первая будет проходить в Городском доме культуры в рамках юбилейного показа картины «Похороны Сталина», 25-летие которой отмечается в этом году. Вторая встреча состоится в знаменитой выборгской Городской библиотеке Алвара Аалто, где он проведет творческий вечер.

- Какие еще юбилейные показы будут проходить на фестивале?

Алиса Струкова:
Гостей и участников фестиваля ждет юбилейный вечер к 75-летию Александра Анатольевича Прошкина. В конкурсной программе пройдет премьерный показ его фильма «Охрана». Также Александр Анатольевич обещал провести свой мастер-класс. А в рамках «Выборгской премьеры» будет показана картина «Райские кущи», где мы и поздравим этого замечательного мастера российского кино с 75-летним юбилеем.
И, конечно же, юбилей, который в этом году отмечает вся страна, – 7О лет Великой победы. Этот праздник продиктовал и решение плаката фестиваля, на котором изображен русский солдат в образе героя Василия Шукшина из фильма Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину». Русский герой, русский солдат, русский талант, русский характер... У нас будет программа, посвященная 70-летию Победы. Фильмом церемонии открытия фестиваля станет картина Миры Тодоровской - «В далеком сорок пятом… Встречи на Эльбе», снятый по сценарию фронтовика Петра Ефимовича Тодоровского. И фильм закрытия программы «Игровое кино. Осенние премьеры» - «72 часа» - также военная история.

- В рамках фестиваля проводится интернет-конкурс «Окно в Интернет». Могут ли показы в сети стать новой формой кинопроката? Насколько это реально?

Армен Медведев: Для этого мы и проводим этот конкурс. Мы проводим его только третий раз, и сейчас вряд ли кто-нибудь сделает такой категоричный вывод, что показы в Интернете станут заменой кинопроката.

Алиса Струкова: Кроме того, еще одна цель данного конкурса - дать возможность авторам из далеких городов проявить свой талант, показать себя. Ведь Интернет - реальная площадка, где каждый может показать свое кино. Дальше все решает зритель. Главный приз конкурса - поездка на фестиваль. Мы приглашаем в Выборг победителя по рейтинговому голосованию, то есть автора фильма, который собрал в сети наибольшее количество «лайков», а также еще одного лауреата - по решению жюри конкурса.

- Производился ли какой-то отсев фильмов-победителей зрительского голосования? Среди них можно встретить просто воинствующую бездарность…


Алиса Струкова: Если честно, не помню каких-либо совершенно бездарных работ. Но если по зрительскому голосованию побеждает что-то безвкусное, - это тоже тенденция нашего времени...

Геворг Нерсисян: Когда дается возможность показывать все, что люди делают, это вам не нравится. Если мы начнем делать какой-то отбор, получится, что мы уже займемся некой «вкусовщиной». Это тоже вам может не понравиться. У нас есть открытый конкурс и есть работы, которые присылают авторы. А хорошие ли они, плохие ли, получились они или нет, это уже решает зритель. Он смотрит фильм и отдает свой голос, или не отдает. Я думаю, что мы не имеем права вмешиваться в этот конкурс.

Армен Медведев: Я сейчас услышал первый живой, подробный отклик на эту программу. Мы начали ее недавно. Наверное, какой-то отсев нужен, наверное, нужно что-то не пропускать на всеобщее обозрение. Это новое, важное и перспективное дело, так что, я думаю, не нужно пугаться, если прорываются какие-то слабые работы.

- Расскажите, пожалуйста, какие тенденции вы могли бы отметить после просмотра картин программы? Какие жанры нынче в моде и привлекательны для зрителей?


Алиса Струкова: Вы знаете, какие-то жанровые тенденции я не могу отметить, потому что жанры и темы очень, очень разные. Но, на мой взгляд, особенно среди молодых авторов, продолжается поиск языка и новых форм, в которых они стараются воплотить идеи, витающие в воздухе. Это, пожалуй, самое интересное. Молодые авторы - это всегда свежее дыхание, новый взгляд. Кому-то он покажется хорошо забытым старым но, так или иначе, работы молодых режиссеров очень искренние.
- География фестивальной программы «Зеркало Выборга» расширяется. Раньше показы проходили только в Москве, а сейчас - в Волгограде, Самаре и Пензе. Можно ли узнать, какие фильмы будут в этой программе показаны? И, опираясь на прошлые года, проявляют ли московские зрители интерес к фестивальным показам?

Геворг Нерсисян: Зрительский интерес есть. Мы расширяем географию, потому что считаем, что есть города, в которые нужно двигать фестивальное кино. Подготовить с помощью этих предпоказов возможность дальнейшего выхода данных фильмов в этих городах в прокат. Очень надеемся, что зрители проявят к этой программе интерес.

Алиса Струкова:
А программу и расписание показов можно будет в скором времени узнать на сайте фестиваля и сети кинотеатров «Пять звезд».
В завершении конференции Алиса Струкова поблагодарила всех за проявленный интерес и предложила поднять бокалы за будущий успех фестиваля «Окно в Европу - 2015».

ИНФОРМАЦИЯ С ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА КИНОФЕСТИВАЛЯ
Комментарии: