Репортаж со съемок

Репортаж со съемок


Заканчивается съемочный период нового игрового фильма «Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе в городе Никополь (Украина).


«…Русские – не русские, вперемешку все на солнышке греемся, хлещем немецкий лимонад перед авралом большим. И денек редкий вдруг такой, незабываемый, спасибо Отто. Минуты просто райские на берегу пруда в зоне индустриальной. На траве пикник среди отвратительно коптящих труб, бывает разве? Русские сосут из диковинных бутылок, из горлышек прямо. Ветерок шальной халаты работницам задирает, и визжат они радостно, белье уродливое руками отчаянно прикрывают. И в унисон визжат вокруг рельсы под вагонетками с глиной, грузовики рычат на подъемах, и живет жизнью своей завод, никуда не делся. Это мы бригадой целой делись, далеко с лимонадом куда-то запропастились!».

Солнечный день, песчаный откос спускается к воде, в тени плакучих ив русские и немцы отдыхают перед ответственной варкой. Вилли (Марк Хоземан) ныряет в воду, гребет, поднимая брызги. А вокруг живет завод, дымят трубы, стучат колеса. Услышав гудок, в открытые ворота цеха уходят Петр (Андрюс Даряла) с женой Наташей (Светлана Косолапова) и машут задремавшим на солнцепеке коллегам: «Пора!».

После заводских декораций, действие фильма впервые переносится на натуру. Пруд, выкопанный за несколько дней до съемок бригадой постановщиков, тут же начал жить своей жизнью – заскользили по поверхности водомерки, над берегами закружились стрекозы. После напряженной работы в дымном цеху у героев пауза - синие небо, плеск воды и шелест листьев… Но вот Ханс (Якоб Диль) открывает глаза и прямо рядом с ним по рельсам проходит поезд, заглушая своим лязгом и скрежетом звуки мирной безмятежной жизни…

Актеры, говорят о проекте взахлеб. Не только о работе, но и о жизни в экспедиции, отношениях в группе, атмосфере дружбы, которая царит на площадке и за ее пределами.

Андрюс Даряла (Петр), актер (Россия):
«Самое сложное в работе над этой ролью - возвращение к себе настоящему. Это совсем другая актерская степень. Происходит очеловечивание персонажа, я бы так сказал. История развивается, а я проживаю жизнь другого человека. Важнее всего - вытащить человеческое из себя. Для меня это большое открытие. Мои коллеги просто потрясающие. Давно такого не случалось, чтоб вокруг меня было так много хороших людей. Без всякого пафоса говорю! Я начинаю на мир смотреть по-другому».

Светлана Косолапова (Наташа, жена Петра), актриса (Украина):
«Я сегодня перечитывала сценарий. Он мне настолько нравится! Именно то, как он написан. Очень хочется увидеть готовую картину. Бывает так, что ты читаешь книгу, а потом смотришь фильм и понимаешь, что книга написана лучше. Здесь такого не происходит, честно. Общение между актерами очень хорошее, теплое. Единственное, существует языковый барьер. Мне бы хотелось понимать Якоба больше, узнать его поближе как человека, чтоб потом уже в сцене его больше понимать. С Андрюсом мы сразу подружились и общаемся не только на площадке. Он стал для меня родным человеком, я его по-другому уже не воспринимаю. Мы говорим друг другу «муж и жена», конечно, в шутку. Актерский состав, на мой взгляд, подобран уникально.

На следующий день снимали сцену в вагончиках, в которых герои по сюжету передвигаются по территории завода.

«А за стенами, оказалось, тоже жизнь была. Дрезина тускло фарами светила, нас поджидая. И люди в полутьме в прицепе сидели, вспыхивали папиросками. Мы полезли к ним в прицеп, и Грета еще успела руками всплеснуть:

- Где мы, боже? Я забыла! Решила, глупая, что я в Германии!

Веселье еще гуляло в ней, и мы не без труда затолкали коллегу внутрь, сами запрыгнув следом. Дрезина пискнула и покатилась по территории завода. Контуры строений едва вырисовывались на сером небе, день все медлил, не наступал. Прицеп болтало на разбитой узкоколейке, колеса отчаянно визжали».

Тепловоз и платформы нашли здесь же, на заводе, задекорировали их, чтобы они выглядели в соответствии с эпохой. Учитывали и то, чтобы в вагончиках было достаточно места для главных героев, массовки и операторской группы. Сцена снималась на рассвете «в режим» и это придавало ей еще больший драматический накал. Актеры массовых сцен, так гордо представляются ребята, участвующие в съемках - простые жители города, увидели объявление в газете или в интернете, и пришли попробовать себя в новом качестве. И действительно, любопытно, ведь в Никополе никто раньше кино еще не снимал.

Роман Поданев, актер массовых сцен (Украина):
«Пришел на кастинг и услышал одобрительное «подходишь», думал – кого же играть буду? (смеется). Работаю слесарем в педучилище, на площадку прихожу, как только освобождаюсь от основной работы. Не деньги главное, интересно увидеть, как снимается кино, быть внутри процесса».

«Роман настоящий киноман, великолепно разбирается в кино, у него отличный вкус, – включается в беседу второй режиссер по массовке Ярослав Клыков (Россия), - Я доволен массовкой, ребята дисциплинированные, трудолюбивые. У меня нет усталости от проекта, я в великолепной форме. Успеваю отдохнуть или помочь на площадке в те дни, когда массовка не снимается».

Звукорежиссер Йорг Тайль старый знакомый Александра Миндадзе – вместе работали на фильме «В субботу». Йорг вырос в восточном Берлине, поэтому немного говорит по-русски. Особенно хорошо у него получается: «Тишина! Звук идет!». А еще часто после смены Йорг, тоже по-русски, гонит всю группу с площадки домой, чтобы остаться одному и записывать только ему слышные звуки.

Йорг Тайль, звукорежиссер (Германия):
«Сложность была в записи звуков на заводе, потому как там много помех, и они усложняют работу. Но и дают возможность записать очень интересную атмосферу. Иногда мне нужно поработать отдельно от группы и записать звуки природы или индустриальный фон. Мы пытаемся записать чистовой звук на площадке, а это всегда очень интересная задача. Конечно, я люблю тихие места и люблю писать звук там, но это было бы слишком просто».

Сцены в вагонах сопряжены с опасностью, ведь спрыгнуть с подножки идущего поезда тоже надо уметь. Постановкой трюков занимается известный каскадер – Глава Лиги каскадеров Украины – Александр Филатов.

Александр Филатов, постановщик трюков (Украина):
«Я помню сотрудничество с Миндадзе на прошлом проекте «В субботу», поэтому согласился без раздумий. Мне с ним интересно. Александр Анатольевич по-своему объясняет задачу, это тонкая смысловая постановка. Для меня важен такой подход к работе. Обычные «стрелялки», которыми напичкан кинематограф, неинтересны. И атмосфера на площадке чудесная, легкая, дружеская.

Что касается непосредственно постановки трюков, то важно коротко и доступно объяснить актеру его задачу, и найти самые безопасные способы ее исполнения. Немецкая киношкола очень отличается от нашей. У немцев больше дисциплины и профессиональных навыков, они многое умеют: танцуют, поют, дерутся… Что касается Якоба Диля (Ханс), он все мои рекомендации воспринимает, понимает и слушает. Это важно. Каждый трюк доигрывает сам».

Розу Хайруллину Алесандр Миндадзе утвердил без проб, просто был уверен, что никто другой не сыграет эту бессловесную, но чрезвычайно важную для фильма роль.

Роза Хайруллина (Нина), актриса (Россия):
«Это самое лучшее состояние, когда ты читаешь что-то, слушаешь и превращаешься в ноль, в тишину. Единственное чувство – невозможность сопоставить себя с этим материалом, потому что он идеален. Он написан как дождь, как ветер… Я десять лет не читала ничего подобного. Для Миндадзе мне не надо приукрашиваться, быть лучше, хуже, не надо ничего ему доказывать, он видит меня такой, какая я есть – Роза Хайруллина. Только он мог найти такую актрису как Биргит на роль Греты, такое сочетание лица голоса и смеха… Прозрачность Якоба, несуразность Андрюса… Он видит их очень настоящими.

В нашей совместной с Якобом сцене он только дышит мне в спину и держит мои руки. Это сцена о любви, но в ней нет никаких актерских пристроек, смотрения в глаза, нет текста… А как играет этот актер - только дыша!».

Съемки продолжаются. Все члены съемочной группы живут фильмом, переживают за каждый кадр, радуются победам, огорчаются, если что-то не получилось, терпят сорокаградусную жару, мокнут под дождем и верят, что все получится.

Константин Бондаренко, водитель (Украина):
«Интерес к фильму, который снимается, появился сразу, как только я стал возить режиссерскую группу. Они постоянно говорят о работе, обсуждают ее с утра до вечера. Хотелось понимать, о чем речь, и я попросил почитать сценарий. Прочел и стало понятно, что происходит на площадке. Мне интересно кино, как новый опыт. Это другая жизнь. Я не распространяюсь друзьям о том, где сейчас работаю. Я занимал руководящую должность, у самого был личный водитель… Мне интересно происходящее, и это главная причина, по которой я здесь. Семья относится с интересом и периодически просится, чтоб я взял их на площадку».

Автор сценария и режиссер фильма Александр Миндадзе. В фильме заняты известные немецкие, российские и украинские актеры: Якоб Диль (Германия), Биргит Минихмайер (Германия), Марк Вашке (Германия), Марк Хоземанн (Германия), Роза Хайруллина (Россия), Андрюс Даряла (Россия), Евгений Сармонт (Германия), Ангелина Римашевская (Россия), Анна Скиданова (Россия), Светлана Косолапова (Украина), Себастьян Антон (Украина).

Репортаж со съемок

Репортаж со съемок

Репортаж со съемок

Репортаж со съемок

Репортаж со съемок


Производством нового копродукционного проекта занимаются «Студия "Пассажир"», студия MaJaDe (Германия), SotacinemaGroup (Украина), AI Film Production (Великобритания). Продюсеры проекта Александр Миндадзе, Лиза Антонова, Хайно Декерт (Heino Deckert).

Это сугубо личная, полная переживаний история советского рабочего Петра и немецкого инженера Ханса, прибывшего в командировку в СССР перед войной.
Совместные изыскания для производства высокоточной оптики с использованием немецких технологий на советском заводе. Бригада из Германии работает вместе с русскими специалистами и напоминает хорошо отлаженный механизм.
Во время ответственной варки нового стекла Ханс совершает ошибку. Ее последствия разрушительны: взрыв печи, человеческие жертвы и следствие, которое начинают советские спецслужбы. Отныне для него опасность представляет напарник Петр – единственный свидетель его действий у печи. Ханс оказывается в неожиданной зависимости от Петра, повязанный с ним страхом разоблачения. Но ведь и Петр едва ли не сильнее еще зависит от Ханса: если тайное станет явным, само присутствие Петра у печи означает для него обвинение во вредительстве в духе времени и неминуемый расстрел. Словом, они связаны одной цепью.
Но взаимное недоверие парадоксальным образом сменяется молчаливой симпатией, а позже и дружбой. Они общаются исключительно жестами, без слов понимают друг друга, изобретают свой язык. Ханс видит себя в Петре. Они внешне даже похожи друг на друга. И у обоих малолетние дети. Боясь не только разоблачения, но и самого Ханса с его визитами, Петр с женой и детьми тайно бегут из города. А Ханс вместо облегчения после исчезновения ненужного свидетеля вдруг испытывает чувство утраты.











Комментарии: