Интервью

Интервью


17 ноября состоялось торжественное открытие второго этапа 34 Международного студенческого фестиваля ВГИК. В международном киноконкурсе примут участие четыре фильма-победителя конкурса ВГИК, прошедшего в рамках первого этапа фестиваля. Лучшей игровой картиной была признана работа студентки мастерской В.Ю. Абдрашитова Софьи Чернышевой «Конец эпохи». Народный артист РФ, Лауреат Государственных премий РСФСР и СССР, обладатель Золотой медали Венецианского кинофестиваля, «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля и многих других наград, профессор ВГИК Вадим Юсупович Абдрашитов поделился впечатлениями от проходящего фестиваля и воспоминаниями о фестивале ВГИК начала 1970-х.


Как и когда Вы начали преподавать во ВГИКе?

Я давно связан со ВГИКом. После ухода из жизни Михаила Ильича Ромма нас, его последнюю мастерскую, довел до дипломов Лев Александрович Кулиджанов, но бессменным роммовским педагогом оставалась великая Ирина Александровна Жигалко. Когда ее не стало, Л.А. Кулиджанов пригласил меня помочь в качестве педагога, и какое-то время я преподавал в его мастерской. Потом довольно долго все эти заботы проходили мимо меня, пока нам вместе с Аркадием Васильевичем Сиренко не предложили набрать мастерскую на двоих. Я согласился, потому что Аркадий Васильевич – мой друг и коллега, известный режиссёр, мы вместе учились у Ромма. И оказалось, что он замечательный, я бы сказал, фундаментальный педагог, много времени отдавший ВГИКу, студентам, автор тех самых учебных программ, которые и лежат в основе всей подготовки режиссёров. Мы пригласили к нам третьим Антона Васильева, тоже роммовца, нашего сокурсника, режиссёра театра и кино, поэта и писателя. Он ведёт курс монтажа.

Есть ли в вашей мастерской особые методы преподавания?

Навряд ли, просто мы пытаемся быть внимательными к каждому студенту, помогаем ему самореализоваться, если, конечно, к тому есть предпосылки. Стараемся довольно твердо придерживаться учебной программы, потому что, на наш взгляд, она оптимальна для современного обучения. Главный принцип: имеющий уши – слышит. Насильно заставить человека быть режиссёром невозможно.

Что такое съемочные задания для студентов: учебная, курсовая, дипломные работы?

Молодой человек, пришедший в институт, хочет снимать, чем скорее – тем лучше. Уже на второй месяц обучения мы разрешаем ему снимать, но не игровую картину, а небольшой документальный репортаж на любом – по желанию - материале. Сам материал не важен: главное, что скажет режиссер по поводу этого материала, как он его снимет и покажет. Эта работа – уже после съёмок - обычно делается долго, мы пытаемся довести ее вместе со студентами до ума, и считаем, что они, таким образом, приобретают весьма серьезный опыт. Потом идет учебная работа: по заданию - немая, но не всегда это получается. Очень сложно придумать фильм на 10-15 минут, да еще и немой. В золотой фильмотеке ВГИКа немного таких немых картин. Затем делается курсовая работа. Поскольку у выпускников в дипломе будет написано «Режиссер художественных и телевизионных фильмов», мы их знакомим и с кинотелевизионной режиссурой – они снимают задание «Видеопроект». А в финале, естественно, дипломная работа.

Для Вас как для Мастера фестиваль ВГИК имеет значение: это конкурс и состязание не только среди студентов, но и среди мастерских?

Не знаю, может и так: год на год не приходится, по-разному бывает. Это же не ламинарный процесс, а турбулентный. В этом году у нас такие результаты, в следующем будут другие. Главное, что фестиваль является продолжением воспитательной и педагогической работы института. В этом году очень правильно фестиваль разделён на конкурс ВГИК и Международный фестиваль. Вместо хаоса и общей каши из зарубежных фильмов и огромного количества ВГИКовских работ, прошёл деловой, внятный конкурс. Значит, более толково будет собрана и представлена программа международной части ВГИКовского фестиваля.

И студентам будет комфортнее: не придется разрываться между показами фильмов ВГИК и зарубежными работами?

Естественно. Это и комфортнее, и основательнее: фестиваль эффективнее выполнит свою образовательную и учебную функции.

Когда Вы учились во ВГИКе, в начале 1970-х, как проходил фестиваль ВГИК и какое значение имел для студентов? Приезжали ли зарубежные участники?

Международных участников практически не было. Может, кто-то привозил фильмы, но не в конкурс. Были зарубежные друзья, они учились во ВГИКе. Событие это было, конечно, широко известно по всей Москве. Во время фестивальных дней во ВГИК было невозможно пробиться: столько людей приезжало из разных институтов, не только творческих, отовсюду. Церемонии открытия и закрытия, проходившие в актовом зале, всегда были очень значимыми событиями, да и сам фестиваль как таковой привлекал огромное внимание. Отмеченные на кинофестивале ВГИК фильмы потом показывались, и довольно широко, на экранах киноклубов, в творческих домах, в ЦДЛ, в Доме Журналистов… Довольно много писала о фестивале пресса. Студенты выезжали к зрителям, общались с публикой. Это была тоже очень важная составляющая учебы. Такие показы были очень интересны студентам, авторам и, надеюсь, зрителям, которые регулярно, каждый год с интересом отсматривали совсем новое, молодое, ВГИКовское кино.

Говорят, что режиссура – все-таки не женская профессия, однако сейчас все больше девушек приходит на режиссерский факультет. Много ли девушек учится у Вас в мастерской и насколько они успешны?


Да, очень много. ВГИК сейчас вообще феминизирован до такой степени, которую раньше и представить себе было невозможно. Я никогда бы не мог подумать, что у меня в мастерской будет две трети девушек. Раз девушки идут в кино, их все больше и больше, значит, что-то поменялось в жизни. Девушки очень часто оказываются настоящими авторами и достойными режиссерами, которые заслуженно получают награды.

Какие темы, сюжеты выбирают студенты, что им интересно?

Разные. Кто-то выбирает предельно современный, острый материал, кто-то – поверхностно-сенсационный, а кто-то касается вещей, требующих осмысления. Бывает, автор выбирает материал, известный только по учебникам, рассказам, художественной литературе, как та же Соня Чернышева в фильме «Конец эпохи». Но, наверное, на то и дается талант, чтобы и такой материал осмыслить. Это очень сильная, хорошая, вполне профессиональная работа. В то же время, материал, для того, чтобы быть интересным зрителю, должен лежать в сфере реалий жизни. Другая наша студентка, Гала Суханова картиной «Проверка» блистательно это доказала. Замечательно придумана история, классически продумана для короткого метра, там очень хорошие актерские работы, но главное, в фильме есть то, что волнует зрителя. Где бы эта картина ни шла, она всегда зрителя волнует, и не зря фильм уже собрал много наград, при том, что сделано это предельно просто, за небольшие деньги. Поэтому мы всегда обращаем внимание студентов на этот, в общем, очевидный факт: чем ближе к реальной жизни – тем интереснее будет не только зрителям смотреть, но и режиссеру над фильмом работать.
Комментарии: