19-07-2012, 00:04 | Новости
В. Наумов и Н. Белохвостикова (2003 г.)
2003 год. Август. Был теплый летний день. Гостиница «Дружба», которая ежегодно принимает на время кинофестиваля кинематографистов, после вечернего банкета еще спала… И хотя было время завтрака, ресторан был почти пустой.
И только прекрасная супружеская пара Наталья Белохвостикова и Владимир Наумов уже бодрствовали и прогуливались по набережной, любуясь Выборгским заливом. Я, конечно, пришел вовремя. Я знал, что мастера советского кино- люди ответственные и если назначили свидание, то непременно придут.
Мы сели на лавочку, улыбнулись друг другу и начали разговор.
Кор.: Владимир Наумович, любите бывать на кинофестивалях?
В.Н.: Да. Я побывал на всех самых известных фестивалях в мире. Венецианский, берлинский, брюссельский, каннский, кинофестиваль в Сан-Франциско… И, надо сказать, эти поездка были удачны. Например, картина «Мир входящему» была отмечена 12-ю наградами: в Венеции мы взяли приз за лучшую режиссуру, также была награда итальянских кинокритиков за абсолютно лучший фильм. Причем, там были большие мастера: Акира Куросава, Ален Рене́… Победить в этой компании- большое дело.
Кстати, я считаю, что в этой картине мы сняли первый так называемый клип…
За «Тегеран-43» более 40 наград.
Очень дорог мне приз «Амаркорд» за картину «Белый праздник», который мы получили на родине Феллини, в Риме. Эту награду я называю «приз Параджанова». Вы же знаете, что Сергей Параджанов сидел в тюрьме. На праздник им давали кефир. Он собирал крышки от бутылок и спичкой выбивал горельефы. Он сделал семь таких удивительных вещиц и передал их на волю. Они попали к Феллини и Гуэрра. Они восхитились его работой и по этим эскизам отлили приз из серебра.
Кор.: Вы же ученик Игоря Савченко? Роль этого человека в Вашей творческой жизни огромна?
В.Н.: Несомненно. Среди его учеников и Марлен Хуциев, Юра Озеров, Саша Алов, Сергей Параджанов… Я был ассистентом режиссера на картине Игоря Савченко «Тарас Шевченко». К сожалению, он не успел доделать картину. Ему было всего 44 года… Картину посмотрел Сталин, высказал двенадцать замечаний тогдашнему министру. Но тот сказал, что режиссер умер… Тогда мы, студенты (я и Саша Алов) закончили фильм ушедшего мастера. Кстати, именно после этой картины Сергею Бондарчуку дали звание «Народный».
Кор.: Такому яркому началу, какое было у Вас, можно позавидовать…
В.Н.: Первые три картины я называю «голубой период». Молодость, иллюзии… Хорошее было время. Посчастливилось работать с замечательными людьми: Николаем Рыбниковым, отцом Кирилла Лаврова - Юрием Лавровым, Борисом Бабочкиным. Николай Крючков у нас снимался.
Кор.: А за Булгакова не страшно было браться? (картина «Бег»)
В.Н.: Нам содействовал сам Булгаков.
Кор.: Мистическое заявление.
В.Н.: Я серьезно говорю. Консультантом на картине была вдова Михаила Булгакова. Она, кстати, и есть Маргарита… Мы с ней очень дружно работали, интересно. Иногда она говорила: «Володечка, Сашенька, этот эпизод надо переснять». Мы, конечно, удивлялись, зачем? Она отвечала: «Михаил Афанасьевич просил!» Такая благородная, но такая странная … Когда мы её узнали поближе, поняли, что она живет на границе подсознания, своих снов… В своих сновидениях она общалась с покойным мужем, что-то обсуждала, он отвечал ей, советовал… Поэтому я и говорю, что Булгаков содействовал нам.
А еще я знаю о том, что Воланд относился к нам с уважением.
Я немножко рисую. Был в моих эскизах и Пилат. Мне эта работа особенно нравилась. И я не хотел с ней расставаться. И вот Коля Иванов, который был председателем кинофонда, выставил мои рисунки на аукцион. Я сопротивлялся, но он сказал: «Большая картина маслом стоит 300 рублей, а за твой рисунок давай назначим нереальную цену- 5000 рублей». Я согласился. Кому нужен рисунок на тетрадном листочке за такую стоимость?! И вот, когда объявили цену, зал просто рухнул. Вдруг с последнего ряда встает человек, выходит, молча протягивает деньги, забирает рисунок и уходит…
У всех дар речи пропал. Кто это был? Я уверен, что это был посланник Воланда. И мой рисунок у него в коллекции.
Кор.: Кстати, картина «Бег», можно сказать, познакомила Вас с Натальей Белохвостиковой.
В.Н.: Да, так можно сказать. Мы познакомились в аэропорту. Наташа летела с фильмом "У озера" в Югославию. Я вез туда картину «Бег». Познакомились у трапа, а в самолете места у нас оказались рядом.
Кор.: Ваша дочурка впервые снялась в Вашей же картине?
В.Н.: Да, Наташе было всего пять лет, когда мы снимали её в «Тегеране-43». Кстати, имя дочке выбрал я сам. У меня была корыстная цель: думал, когда я позову: "Наташа!", прибегут сразу обе. А не бежит ни та, ни другая. Думает, не её зовут.
Кор.: В «Тегеране-43» был такой потрясающий звездный состав. Сложный человек Ален Делон?
Н.Б.: Я бы сказала иначе, он очень талантливый, человек с невероятным магнетизмом. Индивидуального подхода к нему не было. Помню, что он не любил ошибаться, как, собственно, и все актеры. И всегда нервничал. Сколько платили ему денег, мы не знаем. Но французы не скупились!
Кор.: Наталья Николаевна, смотрю картину с Вашим участием «У озера», и есть ощущение, что эта роль далась Вам тяжело?
Н.Б.: Я на самом деле тяжело к ней шла. А потом тяжело от неё устранялась. Но это был счастливый старт. О такой профессиональной удаче нынешние молодые актеры не могут и мечтать. Мне совсем не было страшно с партнерами. От Василия Шукшина, Олега Жакова исходило только величие и покой. Они не позволяли мне ощутить себя неопытной, маленькой. Тогда я не думала, что хочу сказать своей ролью. Молодая была, неопытная. Режиссер прикладывал массу усилий, чтобы свести меня и мою героиню. Я уверенна, что такие, как моя героиня Лена Бармина есть и сейчас.
Кор.: Спасибо Вам большое за этот душевный разговор. От лица всех ваших поклонников желаю Вам здоровья, счастья и гармонии.
Беседовал Владимир Рязанов.
Комментарии: