14-11-2013, 13:33 | Новости / Коротко о главном
фестиваль ВГИК
С 18 по 23 ноября состоится XXXIII Международный фестиваль ВГИК.
Традиционно в организации фестиваля ВГИК активное участие принимают студенты. Они сами, под чутким руководством старших товарищей, договариваются о проведении мероприятий, работают с членами жюри и гостями форума, готовят церемонии открытия и закрытия и, в том числе, участвуют в формировании кинопрограмм. О развитии фестиваля, принципах отбора фильмов, разноплановых мероприятиях форума нам рассказал программный директор 33 Международного кинофестиваля ВГИК, студент сценарного факультета ВГИК Сергей Ширинский.
- За 5 лет работы на фестивале, какие наблюдения Вы сделали: как развивается фестиваль?
-Фестиваль, безусловно, расширяется, и растет не только география показов (в этом году мы показываем фильмы в 22 городах, в прошлом – только в девяти), но и вглубь: становится с каждым годом всё больше качественных и глубоких по мысли картин. И если в прошлые годы можно было распределить фильмы по программам так, что были, мягко говоря, слабые программы на целых два часа, то в этом году каждый блок конкурсных фильмов настолько самобытен и высокохудожественен, что трудно даже акцентировать внимание на какой-либо одной программе или, тем более, на каком-нибудь фильме. Это, безусловно, повышает конкурентоспособность, а, следовательно, и качество самих фильмов.
-Растет ли интерес студентов к фестивалю?
-Интерес студентов к фестивалю, на мой взгляд, несколько скачкообразный. Не всегда можно предугадать на какие фильмы и мероприятия пойдут студенты, поэтому мы стараемся подбирать мероприятия так, чтобы они были интересны нам (оргкомитету фестиваля), и уже исходя из этого, составляем внеконкурсную программу фестиваля.
-Как меняются студенты – чем нынешние отличаются от прошлых?
-Сначала я бы рассмотрел отличие студентов-зрителей – они стали более дисциплинированными, воспитанными и с пониманием относятся к любым экспериментам, которые на экране показывают студенты-режиссёры. Что же касается вторых – тут можно найти отличие не в самих студентах, а в мастерских, особенно на младших курсах: эти студенты-режиссёры еще не выросли в настоящих Авторов. Но были и есть самобытные студенты, почерк которых никогда не повторяет мастеров. Они берут от мастеров все самые лучшие свойства и пропускают через себя, получая, в конечном счете, интересные работы, которые чаще всего и запоминаются членами жюри и зрителями. Именно ради таких Авторов, точнее, ради поиска и открытия таких Авторов и проводятся многие фестивали.
-Какие темы все больше волнуют молодых?
-Темы фильмов на фестивале ВГИК вечные и переходят из года в год – это взаимоотношение в семье, связь с обществом, поиск себя... Но с каждым годом режиссёры всё более четко формируют свою точку зрения и пытаются её донести до зрителя. Если говорить о жанрах, то преобладают драмы. Комедий же в разы меньше. Но ещё меньше мелодрам и вообще отсутствуют триллеры и детективы.
-Как происходит отбор фильмов на фестиваль?
-Каждая картина идет сложной дорогой к отбору в конкурсную программу: сначала ее должен одобрить мастер, потом фильм проходит через пристальный отбор зала и самой отборочной комиссии. Готового рецепта для попадания в конкурс нет.
-С каждым годом появляются новые фестивали короткометражного кино, смотры студенческого кино, но фестиваль ВГИК занимает свою нишу. Как Вы считаете, в чем заключаются уникальность фестиваля ВГИК?
-Помимо того, что фестиваль ВГИК – один из немногих в России студенческих фестивалей, он ещё и чуть ли не единственный киносмотр, по итогам которого присуждаются награды за профессиональные навыки не только режиссерам короткого метра, но и художникам-постановщикам, операторам, сценаристам, актёрам, звукорежиссёрам и организаторам производства (продюсерам). Картины, которые были впервые показаны на фестивале ВГИК, в последствии становятся лауреатами фестивалей класса А и даже номинируются на Оскар.
-Как расширяется программа фестиваля, растет ли интерес зарубежных школ к смотру?
-Как и интерес студентов ВГИКа, так же и интерес зарубежных киношкол скачкообразен, отчасти, это может быть вызвано тем, что во многих киношколах мира обучение проходит не в нескольких мастерских одновременно. У них всего одна-две мастерские, поэтому год от года школы могут выпускать неравномерное число фильмов. Мы стараемся привлекать как можно больше новых зарубежных киношкол и брать, по возможности, картины премьерные, не показанные на каких-либо больших фестивалях, чтобы показать как можно больше новинок и, тем самым привлечь зрителей.
-Как Вы делаете фестиваль интересным молодежи?
-Молодежь мы стараемся привлекать буквально всеми способами: начиная от дизайна всей продукции фестиваля, заканчивая конкурсными фильмами и внеконкурсными мероприятиями. И как уже говорил ранее, в первую очередь, программа должна быть интересна и организаторам…
-Как Вы представляете себе целевую аудиторию фестиваля? Это только профессионалы или в том числе - люди, просто интересующиеся кино.
-За последние несколько лет аудитория короткого метра возросла, поэтому, думаю, фестиваль ВГИК интересен не только профессионалам, оценивающим технические и художественные аспекты фильмов, но и людям, просто любящим и смотрящим кино. Ведь некоторые из тех, кто сегодня на фестивале показывает свои учебные или дипломные работы через несколько лет могут стать метрами кинематографа…
-Какое значение имеет фестиваль для самого ВУЗа и его студентов?
-Для студентов, особенно в начале пути, участие в фестивале, проводимого в их ВУЗе уже более пятидесяти лет и на котором были отмечены практически все деятели отечественного кинематографа, является целью и мечтой с первых дней обучения. А тем более победа!
-Для большинства студентов фестиваль праздник или работа?
-Для одной части студентов – праздник, для другой – работа, а для студентов-режиссёров ещё и соревнование.
-Можно ли, на Ваш взгляд, на основании работ, представленных на фестивале, сделать вывод о том, каким станет кинематограф каждой представленной страны в ближайшие несколько лет?
-Трудно определить в каком направлении пойдет кинематограф той или иной страны, просмотрев только несколько фильмов её молодых режиссёров. По международному конкурсу можно заметить, что зарубежные школы стараются придерживаться классических методов съёмки и повествования, хотя есть и исключения. Конечно же, каждая страна (или регион) имеют свой почерк, стиль. Зачастую можно практически сразу в начале фильма понять, из какой он страны. С уверенностью можно сказать только то, что кинематограф развивающихся стран не стоит на месте, а идет вперед огромными шагами – судя по количеству представленных заявок и качеству фильмов.
-Вы не опасаетесь, что концертные и развлекательные мероприятия 33 фестиваля ВГИК испортят рабочий настрой участников и отвлекут от просмотра фильмов?
-Можно с легкостью сказать, что это совсем не испортит настрой, а только прибавит фестивалю праздничного настроения, сблизит участников и познакомит их друг с другом намного быстрее, чем что-либо другое.
-Как образом Вы выводите его на новый уровень? Какие обновления именно сейчас необходимы фестивалю ВГИК?
-На новый уровень фестиваль позволяет вывести расширение географии показов конкурсных фильмов в городах России (в этом году их уже 22) и проведение там голосований для вручения Приза зрителей. Мне кажется, нужно расширять экранное время конкурсов, а, следовательно, увеличить количество фестивальных дней. Это позволит принимать больше фильмов от большего числа стран и киношкол и, также расширить программу ВГИК, поскольку с каждым годом становится всё больше режиссёрских мастерских и увеличивается количество студентов. Возможно, хоть это и немного усложнит церемонию закрытия и само проведение фестиваля, но, тем не менее, ввести профессиональные номинации (оператор, звукорежиссёр, композитор и т.д.) для Международного конкурса. Хотелось бы проводить конкурс сценариев не только среди ВГИКовцев, но, для начала, среди всех российских киношкол, а в будущем – и среди международных киношкол. Эти нововведения позволили бы расширить Международный фестиваль ВГИК до Международного СТУДЕНЧЕСКОГО Фестиваля ВГИК.
-Главные события фестиваля – это кинопоказы или в равной степени – и мастер-классы, и обсуждения, и выставки, и спектакли?
-Конечно же, для любого фестиваля главное конкурсные программы: и международный конкурс, и конкурс ВГИК, и театральный конкурс. Всё остальное – это скорее красивое обрамление и дополнение к процессу обучения студентов.
-Почему Вы занимаетесь фестивалем, почему Вам лично он интересен?
-Честно говоря, не знаю… Когда я еще ходил на подготовительные курсы во ВГИК, случайно попал на 28 Фестиваль и … мне безумно он понравился. Тогда я подумал, что как только поступлю, обязательно буду на нём работать. Так и случилось: начал волонтером и теперь – программный директор. Организация фестиваля затягивает с головой и трудно внятно объяснить, что она мне даёт: связи, опыт общения с людьми, тренировка терпения, престиж. Может всё это сразу, а может и что-то большее…
Комментарии: