19-10-2015, 10:35 | Новости / Коротко о главном
Выставка
В Доме кино пройдет выставка художника кино Владимира Егорова.
25 октября в 17:30 в Доме кино Союза кинематографистов состоится открытие выставки «Владимир Егоров: сто лет в кино», организованной Музеем кино совместно с МГПХА имени С.Г. Строганова. В фойе Большого зала будут показаны уникальные эскизы самых значительных работ из фильмографии Владимира Евгеньевича Егорова, среди которых: «Портрет Дориана Грея» (Всеволод Мейерхольд, Михаил Доронин, 1915), «Крылья холопа» (Юрий Тарич, 1926), «Закройщик из Торжка» (Яков Протазанов, 1926), «Тринадцать» (Михаил Ромм, 1936), «Мы из Кронштадта» (Ефим Дзиган, 1936).
Кроме того, с 19:00 в Малом зале Дома кино, в рамках кинолектория Музея кино гости смогут увидеть два фильма, снятых по эскизам художника — «Барышня и хулиган» (Евгений Славинский, Владимир Маяковский, 1918) и «Закройщик из Торжка» (Яков Протазанов, 1926).
Приглашаем на открытие выставки и кинолекторий Музея кино 25 октября, начиная с 18:00. Вход свободный. Подробную информацию о фильмах и расписание кинопоказов с лекциями можно посмотреть на сайте Музея кино.
Ирина Павлова, ученый секретарь Музея кино:
«Владимир Евгеньевич Егоров живописно, в мельчайших подробностях делал раскадровки фильмов. Если просто склеить их в ленту — получится кино фантастической красоты и мощи. Ведь там каждый эскиз — шедевр, зачастую много интереснее возникших впоследствии фильмов. Эти эскизы поражают оригинальностью живописного мышления, пространственного, графико-архитектурного решения, далеко обогнавшего не только своё, но и наше время.
В его работах присутствовала «широкоугольность» (еще до всякой мысли о широкоугольных объективах), не говоря уже о такой давно забытой вещи, как экспрессия рисунка. Иные фильмы должны были остаться в истории только потому, что Егоров рисовал для них свои потрясающие эскизы, хотя с ним работали такие мастера, как Мейерхольд, Протазанов, Барнет, Ромм, Пудовкин».
Людмила Мясникова, научный сотрудник МГПХА им. Строганова:
«В этом году МГПХА им. Строганова отмечает юбилей не только кинематографического творчества ее великого ученика и преподавателя. 115 лет тому назад он с золотой медалью окончил училище, о котором всегда с большой теплотой отзывался, как о родном доме.
Говоря о Егорове, можно использовать самые превосходные эпитеты. Все, к чему он прикасался, отмечено печатью большого таланта. Тем не менее несмотря на то, что Егоров на равных работал с такими великими режиссерами театра и кино, как Станиславский, Мейерхольд, Протазанов, Пудовкин, знают о нем немногие. Художники кино остаются в тени – такова ситуация во всем мире. Чем лучше работа художника в фильме, тем меньше она заметна на экране. Однако сегодня, когда цифровые технологии превратили каждый кадр кинофильма в комбинированный, потребность в художнике возросла многократно. В этом смысле, мы с Музеем кино делаем великое дело, озвучивая имя гения отечественного кинематографа, выдающегося строгановца Владимира Егорова».
Биография Владимира Егорова
Владимир Евгеньевич Егоров родился 20 марта 1878 года в крестьянской семье в селе Покровское Орловской области. Его родители — Евгений Никифорович и Агафья Аристарховна Егоровы — переехали в Москву и поступили на службу в театр Лентулова, когда мальчику было 8 лет.
В 1891 году поступил на учебу в Рисовальную школу (Строгановское училище). С большим чувством вспоминал Егоров своих учителей: директора Николая Глобу, Станислава Ноаковского, Федора Шехтеля.
«Не знаю как другие, но я считаю себя обязанным им, — пишет он в автобиографии. — Проходя мимо дома Ф.О.Шехтеля в Ермолаевском переулке, я с благоговением снимаю шапку, как [проходя] мимо церкви».
В 1900 году с отличием окончил положенные 8 классов училища и удостоен был, согласно диплому, «звания учёного рисовальщика, со всеми правами, присвоенными сему званию, и награждён золотой медалью за рисунки по композиции».
В последующей творческой деятельности первоначально работал как художник-монументалист: по приглашению Шехтеля оформлял русские павильоны на Международной выставке в Глазго (1901), расписывал большую церковь в Иванове-Вознесенске, занимался иконостасом в Рыбинске. Но с 1905 года полностью переключился на работу в театре. В этом году Егоров познакомился со Станиславским и вместе с его студией уехал с гастролями в длительное турне по Европе. На свет появился великолепный театральный художник, непревзойдённым шедевром которого стал спектакль Московского художественного театра «Синяя птица» (1908). Он до сих пор (более 100 лет!) идёт в его декорациях.
1915 год стал переломным в судьбе художника. «Наконец, — пишет он, — я нашёл дело, или дело нашло меня: я узнал, что такое кино!» Новое молодое искусство настолько захватило Егорова, что сделалось его главным занятием до конца жизни. Именно за выдающиеся заслуги в кинематографе Егоров получил свои самые высокие награды и звания: госпремию, орден Трудового Красного Знамени и звание народного художника РСФСР. Так учёный рисовальщик стал «киношником», который своим трудом заложил основы отечественного кинодекорационного искусства.
«Творчество Егорова, — пишет профессор Г.А.Мясников, — знаменует поворотный пункт в кинодекорационном искусстве. Бытовавшие до него декорации в кино в его истолковании исполнены образной и пластической выразительности. В них счастливо сочетается зрелищная декоративность с возвышенной монументальностью. Егоров поднял значение художника в фильме».
Владимир Евгеньевич Егоров всегда был предан Строгановскому училищу и тесно с ним связан. В 1908 году он здесь начал свою преподавательскую деятельность, а в 1912 году был зачислен на должность штатного преподавателя декоративной живописи и творческого рисования. Когда училище было закрыто в 1918 г., он не пытался реализовать себя как педагог в других учебных заведениях. А с воссозданием училища в 1945 году почти до самой смерти, «считая большой ответственностью и честью, — пишет он, — я занят как преподаватель Московского высшего художественно-промышленного училища (бывш.Строгановское)». Владимир Евгеньевич работал в новой Строгановке на кафедрах живописи, композиции и рисунка. Он вышел на пенсию по состоянию здоровья в звании профессора в мае 1959 года. С огромным сожалением он покинул «наше дорогое училище, где я начал свою жизнь и где предполагал закончить дни».
В 1960 году Егоров умер в возрасте 82 лет. Всю жизнь страдая от эпилепсии, он иногда переживал по 2-3 тяжелых припадка в месяц. Тем не менее его стойкость, мужество, талант и потрясающая работоспособность позволили ему достичь великих свершений в театре и в кино.
Комментарии: