7-06-2017, 09:26 | Новости / Коротко о главном
Фильм "Птица". Интервью режиссера
В мае в прокат вышла картина "Птица", производство - киностудия "Ленфильм".
Режиссер рассказала в интервью, каково было работать с Иваном Охлобыстиным, почему из тысячи девочек выбрали именно Дусю Малевскую и почему картина близка и взрослым, и детям.
Ксения Баскакова: «Я танцевала от радости, когда узнала, что Иван Охлобыстин согласился сниматься в «Птице»»
Мы с вами находимся в месте с невероятной историей — в Доме кино. Вспомните, когда здесь первый раз побывали?
В Дом кино меня водили с раннего детства. Бабушка была членом детской комиссии киностудии «Центрнаучфильм», каждое воскресенье работала здесь на детских утренниках и брала меня с собой. Я смотрела разнообразные детские фильмы, ходила в кружок рисования. Тогда это было традицией — каждое воскресенье приходить с «киношным» ребенком в Дом кино.
Возможно, это сказалось на том, что вы решили стать режиссером и на направлении вашего дебюта?
В детстве я сначала хотела быть врачом, спасать людей и приносить миру пользу. Потом решила стать адвокатом. Намерения были самыми серьезными. И хотя с детства с мамой была на съемочных площадках, о профессии в кино не думала. В 15 лет друг семьи пригласил меня на съёмки фильма «Черный принц», где я должна была играть первую любовь Александра Сергеевича Пушкина. Однако в итоге я исполнила роль императрицы в эпизоде и еще на 1,5 месяца осталась в Питере работать в составе съёмочной группы. Когда вернулась, объявила, что хочу быть актрисой. Мама была категорически против, потому что она знает, насколько трудна актерская профессия. Но я поставила перед собой цель поступить на актерский факультет, не поддалась уговорам и первое высшее образование получила в ГИТИСе.
Иван Охлобыстин, сыгравший главную роль в вашем дебюте, рассказывает, что изначально не хотел быть актером и потому учился на режиссерском. У вас с точностью наоборот. Как вы пришли к режиссуре?
Я всегда считала, что режиссура — это не женское занятие. Но еще во времена учебы в театральном мне очень нравилось писать свои истории, этюды и ставить их. Однажды во время простоя между проектами я решила написать сценарий. В то время мне посчастливилось познакомиться с Александром Эммануиловичем Бородянским и показать ему свою работу. Он взялся работать с моей историей и на ее примере учил меня редактировать сценарий, выстраивать драматургию. В итоге мы дорабатывали его полтора года.
Я поступила на сценарный факультет ВГИКа и отучилась там два года, а потом мне захотелось попробовать себя в качестве режиссера. Хотя к этому решению привел и ряд обстоятельств. Я сняла короткий метр под названием «Папа, прощай», который стал пользоваться зрительским и фестивальным успехом. Потом документальную картину для ООН. Потом «Крольчиху». В результате я перепоступила и окончила режиссерский ВГИКа. Получается, я никогда не мечтала быть режиссером, но в итоге им стала.
Расскажите немного предысторию проекта «Птица». Как так вышло, что именно эта история стала вашим дебютом и именно на «Ленфильме»?
После того как я сняла фильм «Папа, прощай», стала ездить по фестивалям, чтобы познакомиться со зрителями и с кинематографистами.
Вместо визитки я использовала диск с фильмом и своими контактами. Так, на Якутском фестивале познакомилась с Эдуардом Анатольевичем Пичугиным. Через полгода от «Ленфильма» пришло предложение выступить режиссером-дебютантом проекта «Девочка и птица» по сценарию Ярославы Пулинович. Продюсер сразу объяснил, что хочет историю зрительскую. Я прочла сценарий и поняла, как сделать из этого интересный мейнстрим. Подготовила презентацию и референсную защиту — редакционный отдел «Ленфильма» одобрил мою кандидатуру. Дальше я уже выступала в Минкульте от «Ленфильма».
Вы сразу увидели в роли Птицына Охлобыстина?
Изначально была идея взять на роль настоящего рок-музыканта. Мы приглашали на пробы известных питерских артистов, но не могли найти подходящего на эту роль. В кино совсем иная специфика. Неслучайно рок-музыкантов чаще берут на роли, где они играют самих себя.
Как-то я сидела на киностудии, правила сценарий, и в три часа ночи собралась уходить, но поняла, что я взаперти и не знаю, как выбраться. Костюмеры, работавшие на проекте «Дуэлянт», выводили меня на улицу по подвалам. И вот когда я вышла с киностудии через катакомбы, внезапно меня поразила мысль: «Птицын — это Охлобыстин!» Ночью же я начала звонить продюсерам со своей безумной идеей.
Сложность была в том, что Иван Иванович уже тогда решил продолжить свою деятельность, связанную со служением Богу, но мистическим образом он согласился, когда прочел сценарий! У нас на проекте все происходило не благодаря, а вопреки. Иван Иванович, опытный, блестящий актер, выдающийся кинематографист, сценарист… Я помню, как в детстве слышала восторженные разговоры кинематографистов об Охлобыстине. И представляете себе, что этот талант, эта громадина каким-то странным образом соглашается сниматься у меня в дебюте. Я танцевала от радости, когда узнала! Счастлива, что судьба свела меня с этим человеком и с его замечательной женой, Оксаной. Мы очень сдружились по-человечески.
Каково было работать с таким большим артистом?
Очень здорово, потому что Иван Иванович — профессионал. Само собой, ему не нужно объяснять банальные вещи. У нас установились дружеские отношения, мы прислушивались друг к другу. Я благодарна Ивану Ивановичу за то, что он помогал, советовал, но вместе с тем не давил на меня.
Он многое вложил от себя?
Он вложил душу в свою роль и пришел в проект изначально очень открытым. К тому же мне повезло, что мы с ним вместе видели одно направление персонажа. Необыкновенное счастье, когда ты работаешь с единомышленниками!
Долго ли искали девочку? Какие были критерии отбора? Почему остановились на Евдокии?
Да, очень долго. Эдуард Анатольевич (Пичугин – прим. ред.) поставил условие: приглашаем только питерских артистов, поскольку возрождаем киностудию и питерскую кинематографическую школу, а также находим новые имена. Тем не менее у нас был кастинг на тысячу человек, из которых отобрали десятку лидеров. Это были очень разные, симпатичные и талантливые девочки.
На тот момент на роль Птицына еще пробовали музыкантов, но когда Иван Иванович дал согласие, мы поняли, что надо утвердить Дусю Малевскую, потому что они похожи внешне. Не все замечают это сходство, но оно есть и играет на концепцию фильма.
Говорят, с детьми работать непросто. Как сложилось с Дусей?
Действительно, непросто, по многим причинам. Понятное дело, что дети — это еще не опытные артисты. У нас была хорошая молодая команда — все старались создать для Дуси комфортные условия. И, естественно, ей помогали профессиональные актеры.
Я бы хотела отдельно поблагодарить Анастасию Мельникову, потрясающую актрису и замечательного человека, которая поверила в проект с самого его начала и приложила много усилий, чтобы он состоялся.
Одна из важных составляющих вашей картины — музыка. Почему вы решили, что Птицын будет именно рок-музыкантом? В сценарии было по-другому?
Пьеса Ярославы замечательная, но мне она показалась на тот момент недостаточно актуальной. Остались ее концепт и драматургия, но мы придумали для нее оригинальное решение. Ведь любую историю можно рассказать как драму, комедию, фарс и так далее. Действительно, как только я прочла сценарий, предложила сделать героя известным рок-музыкантом, наполнить фильм разнообразной музыкой. Если человек просто послушает саундтрек без просмотра фильма, то поймет, что мы подбирали необычные произведения — в одном ряду группы «Пикник», «Мумий Тролль», «Наутилус Помпилиус», композиции Пантыкина, молодых питерских коллективов. Даже в эпизоде в начале, когда Птицын со своей группой репетирует — музыка молодой группы JAN REM.
Есть также отличный DJ, музыку которого мы поставили на сцену клуба. Мой звукорежиссёр принес композицию «Кава-Machine», которая мне понравилась и сразу легла на монтаж. В целом, я старалась, чтобы в саундтреке был не только рок, чтобы музыка была разной. В «Птице» звучит Чайковский — я считаю, это также украсило картину.
Изначально решили, что заглавной песней будет «Пикник»?
Композиция «Кем бы ты ни был» с нового альбома вдохновляла меня с самого начала, как только я взялась за проект. Я под нее писала презентацию, делала сиззл. Также я сразу решила, что именно «Пикник» должен подчеркнуть атмосферу фильма. Они очень необычные талантливые и, по-питерски, странные, особенные.
Я думала главная песня — «Мы, как трепетные птицы», на которую «Пикник» специально записал клип для вашей картины…
Она более подходит картине по настроению и перекликается с названием. Мы выбирали к какой из этих двух песен сделать клип и остановились на «Мы, как трепетные птицы». Группе тоже было интересно дать уже известной композиции новую жизнь.
Почему рэперов не привлекли? Сейчас модно!
Мода меняется постоянно. Я не понимаю понятие «мода» как таковое. У человека просто должен быть вкус, стиль. К тому же перед нами не стояла задача использовать исполнителей в стиле рэп. Кстати, в моей короткометражке «Папа, прощай» звучит Баста, у которого я за год до этого снималась в клипе. Это замечательная песня под названием «Такая лайф».
Сегодня российское детское и семейное кино — это большая проблема.
«Ленфильм» хочет возрождать это направление в кинематографе. «Птицу» можно смотреть ребенку с родителями. Как на вашу картину реагируют юные зрители?
Сначала показывали фильм детям съёмочной группы, в том числе моей 5-летней дочке. Детворе понравилось — в восторг их приводила музыка, они симпатизировали умной и независимой девочке. Я поняла, что дети правильно воспринимают фильм, несмотря на тяжелую тему.
После устроили показ для воспитанниц пансиона Министерства обороны. Зрительницам было от 8 до 14 лет. Им тоже очень понравилось. Возможно, девочкам оказалась близка тема одинокого ребенка, ведь они тоже долго живут в разлуке с родителями… У нас нет возрастной привязки. Мне кажется, что «семейное кино» — это ненужный ярлык.
Также мы выбрали несколько сказочную стилистику картины, как в фильме Уэса Андерсона «Королевство полной луны». В «Птице» тоже такая форма. Не знаю, насколько получилось — есть разные мнения критиков, но в основном зрителям картина нравится. Причем разных возрастов, не только детям. В конце концов, не случайно же фильм получил столько наград. Каждый раз на фестивалях он собирает полный зал. Наверное, все режиссеры так говорят, но я правда каждый раз это наблюдаю.
Как вы думаете, что объединяет всех зрителей?
Я думаю, люди соскучились по чему-то душевному. Часто фильмы обманывают ожидания. Главная мысль заключается во фразе, которая звучит в фильме: если Бог закрыл перед тобой дверь, значит он обязательно оставил открытым окно. Птицын находит силы бороться с тем, что происходит в его жизни. Мы рассказали о его проблемах легко, но ведь на самом деле его ситуация очень трагична, печальна.
Кстати, Иван Охлобыстин объявил, что уходит из кино, и «Птица», вероятно, один из его последних проектов… Как вы это восприняли?
Очень рассчитываю, что он будет делать для кого-нибудь исключения! Я благодарна Богу, что он появился в нашем проекте. Иван Иванович замечательный. Это будет огромная потеря для кино, если он действительно уйдет. Знаю, что у него был большой приход — после исповеди все говорили, какой он невероятно мудрый человек.
Что для вас было самым сложным в проекте?
Все было достаточно непросто… Вы не представляете, какими усилиями «Птица» далась мне и съёмочной группе, как нам важны все эти награды. Это не только щекочет мое самолюбие, хотя, само собой, очень приятно. Победа доказывает, что все было не напрасно, в том числе переработки — снималось все в кратчайшие сроки. Конечно, еще сложно было быстро обосноваться в Санкт-Петербурге, город совершенно особенный, с другим настроением.
Технически не так все страшно — трудно жить с этим внутренним состоянием страха и ответственности перед теми, кто тебе доверился. А доверились тебе «Ленфильм», Иван Охлобыстин, Гарик Сукачев, Анастасия Мельникова и еще огромное количество людей.
В детстве боялись ответственности врача или адвоката, а у режиссера она тоже какая серьезная.
Однажды мой друг, сценарист Сережа Юдаков сказал мне: «Ты понимаешь, что мы картиной можем вылечить человека?». Я так вдохновилась идеей, что историей можно дать зрителю надежду, очистить его душу. Искусство имеет характер и влияет на общество. Этот разговор случился давно, лет семь назад, когда я училась на сценарном. Я тогда подумала, что обязательно надо своим кино делать нечто хорошее.
Комментарии: