О проблемах отечественного кинематографа

О проблемах отечественного кинематографа


Министр культуры РФ Владимир Мединский провёл в своём ведомстве встречу с руководителями компаний – лидеров отечественного кинопроизводства. На закрытом заседании были подняты темы распределения по датам выхода фильмов в прокат, международного продвижения российских картин, поддержки отечественных кинофестивалей.

Готовых, исчерпывающих ответов на все вопросы нет на данный момент ни у кого, но приоритеты были расставлены и задачи на ближайшее время определены.

Владимир Мединский начал с официальной, статистической части, приведя ободряющие примеры успехов отечественного кинематографа за прошедший год. В прокат вышло 142 российских фильма (35 из них созданы при поддержке Минкультуры, 39 — Фонда кино). Сборы российских фильмов составили 13,8 млрд рублей, это 27% от общих сборов в России. «Это абсолютный рекорд, мы уже четвертый год подряд этот рекордный показатель обновляем», - подчеркнул глава Минкультуры. Выросло и количество зрителей, посещающих сеансы отечественное кино. По сравнению с 2017 годом их число составило почти 29%. В 2018 году финансовая поддержка была оказана 130 новым игровым фильмам (85 получили поддержку Министерства культуры и 45 — Фонда кино). Также господдержку получили 239 анимационных лент (12 полнометражных анимационных фильмов поддержал Фонд кино) и 271 документальный фильм.

Особое внимание Владимир Мединский также уделил росту популярности российского кино за рубежом. «Сразу три ленты, созданные при поддержке Минкультуры России, выдвинуты в 2019 году на Оскар от трех разных стран. «Собибор» — от России, «Айка» — от Казахстана, «Спитак» — от Армении», — отметил министр.

На этой оптимистичной ноте журналистов попросили покинуть зал заседаний, и встреча продолжалась в закрытом режиме. Среди участников совещания были руководитель кинокомпании «Арт Пикчерс Студио» Федор Бондарчук, директор «Кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов, основатель кинокомпании «Нон-стоп Продакшн» Александр Роднянский, художественный руководитель киностудии «Рок» Алексей Учитель, генеральный директор кинокомпании «Студия ТриТэ» Леонид Верещагин, генеральный директор компании «Централ Партнершип» Вадим Верещагин, кинорежиссер, сценарист, продюсер Тимур Бекмамбетов и другие. Спустя час с небольшим, мэтры российского кинематографа во главе с министром вышли к представителям прессы и приоткрыли «завесу тайны», рассказав об основных темах совещания.

Одним из обсуждаемых вопросов был вопрос продвижения российского кино на зарубежных рынках. Было выражено недовольство работой Роскино, и появилась идея, поддержанная Владимиром Мединским, о проведении конкурса для выбора оператора, который бы отвечал за продвижение российского контента на зарубежных кинорынках и фестивалях, а также формировал единый российский выставочный стенд.
Вопрос о международном продвижении российских проектов впервые был поднят год назад на прошедшем 13 февраля совещании по российской анимации.

Ещё один важный вопрос – фестивальный. На данный момент, Минкультуры России поддерживает более 50 кинофестивалей на территории России, 60 международных фестивалей и Дней кино. Назрел вопрос определить, какие из этих киносмотров важны для киноиндустрии, а без каких вполне можно обойтись, и уж во всяком случае не оказывать им государственную поддержку. Как сказал Фёдор Бондарчук, «Мы рассматриваем фестивали как индустриальные площадки, где есть рынки, где можно увидеть и посчитать количество журналистов, где сама фестивальная площадка является своего рода началом проката того или иного фильма». Стоит отметить, что данную тему поднял ещё Никита Михалков в декабре 2018 года на Пленуме Союза кинематографистов. Взяв в руки справочник отечественных кинофестивалей, изданный в прошлом году, председатель СК поразился их количеству и усомнился в качестве, выразив пожелание проверить все кинофесты «на вшивость» и определить необходимость каждого из них.

Тема эта, надо сказать, деликатная, ведь есть опасность «вместе с водой выплеснуть и ребёнка». Сгоряча можно погубить на корню скромные киносмотры, проходящие в малых городах, и выполняющие свою, пусть не грандиозную, но всё же необходимую функцию по продвижению и популяризации российского кино среди отечественных зрителей.

Также на встрече был рассмотрен вопрос о сотрудничестве компаний по распределению фильмов в прокате. Хотя, как отметил Фёдор Бондарчук, эта тема к лидерам киноотрасли относится в меньшей степени, так как они уже практически научились договариваться между собой. Тем не менее, вопрос конкуренции на внутреннем рынке стоит остро и требует скорейшего решения.

Участники совещания также обсудили возможности взаимодействия с крупными онлайн-кинотеатрами. «Все больше и больше людей смотрят кино на платных платформах в интернете, - отметил Владимир Мединский. - Безусловно, это тоже показатель эффективности. Зритель не только идет в кинотеатр, но и официально платит за просмотр российского кино в сети. Подобные проекты мы тоже поддерживаем, и будем учитывать, анализируя показатели эффективности работы кинокомпаний».







Комментарии: