Рецензия зрителя на фильм К. Шахназарова «Палата №6». «Страна в футляре»

Рецензия зрителя на фильм К. Шахназарова «Палата №6».  «Страна в футляре»


Последний фильм Карена Шахназарова «Палата №6» продолжает тему об интеллигентах и судьбе интеллигенции в России, заявленную в предыдущих его фильмах, в частности «Город Зеро» и «Цареубийца».
Новая картина является экранизацией знаменитого чеховского произведения. Несправедливо было бы упрекать режиссера в отсутствии свежих идей и в следовании недавно появившейся моде на экранизации русской классики.
Потому что задумка «Палаты №6» возникла еще в конце восьмидесятых, когда Александром Бородянским и Кареном Шахназаровым был написан сценарий. Кстати, роль доктора Рагина тогда предназначалась Марчелло Мастрояни. Но проект, к счастью или несчастью, не состоялся.
И вот, воплотить давно созревшую идею экранизации удалось в 2009 году.


Действие фильма происходит в маленьком провинциальном городишке образца 2007 года, иными словами в «милой» нашему сердцу современности. При этом чеховское слово нисколько не адаптировано под сегодняшнее сочетание «французского с нижегородским» - шаг, надо сказать, рискованный. Но вопреки опасным ожиданиям (чеховский слог мог бы подавить экранное действие) оно звучит в фильме со всей своей непревзойденной простотой и мощью. Ситуация несоответствия книжной и кинореальности с блеском преодолена, благодаря замечательной работе актеров и новому для фильмов Шахназарова киноязыку полудокументальной манеры съемки.

«Палата №6» снята в жанре репортажа с места событий. Некая съемочная группа приезжает в психиатрическую больницу с целью снять материал о том, как один главврач, много лет лечивший больных, в итоге сам попал на больничную койку. Вследствие этого фильм имеет два плана: субъективный (документальный), на котором герои рассказывают о докторе, непосредственно каждый со своей точки зрения, и объективный (постановочный), где мы видим скрытые от глаз репортеров события-предпосылки и события-следствия истории крушения жизни главного героя. Надо сказать, что картина снималась в настоящем психоневрологическом интернате на территории бывшего Николо-Пешношского монастыря в Дмитровском районе Московской области. В фильме помимо профессиональных актеров играют и пациенты интерната, психически нездоровые люди, что, конечно, создает совершенно удивительный фон действия, который требует несколько иного подхода съемки. Из не вошедшего в «Палату №6» материала был снят документальный фильм «Соревнования по шашкам и домино», который, я уверена, не менее интересен. Но вернемся к экранизации.

Фильм «Палата №6» поставлен мастерски, безупречно логично и точно выдержан в едином стиле. Здесь нет никаких отвлекающих от общей цели вещей, хотя, безусловно, в картине есть ряд режиссерских отступлений: часть сцен, не входящих в сюжет чеховского рассказа. В целом же «Палата №6» - полноценное серьезное высказывание режиссера-мастера.

Фильм начинается с документальных отрывков-интервью пациентов психиатрической больницы. Они рассказывают о себе, о своей непростой, незавидной судьбе: о том, как их бросили в детстве родители, как всю жизнь они росли на попечении у государства. В их словах нет злобы, и оттого, наверное, складывается жуткое ощущение несправедливости, замкнутости жизни, полной безрадостных моментов обыденности. Все было так и все будет так же. Двое больных диаметрально противоположно отзываются о вере и Боге: один верит в него, мечтая выйти из больницы, другой же говорит совершенно обратное. Точный монтажный прием противопоставляет этих людей и их мнения: на глазах зрителей рождается идейная составляющая фильма – спор мечты и реальности, веры и безверия, идеализма и прагматизма, характерный для русской интеллигентской мысли конца XIX – начала XX вв.

Дальнейшее развитие этой проблемы в фильме будет сосредоточено в двух персонажах: докторе Рагине (Владимир Ильин) и больном Громове (Алексей Вертков). Актеры играют их так точно, так глубоко, что нельзя не восхититься этими работами. Владимиру Ильину, действительно, по праву дали приз за лучшую мужскую роль на XXXI ММКФ. Этот тонкий и бесконечно трогательный актер существует на экране в образе Рагина естественно и безукоризненно талантливо. Безусловно, это одна из лучших и знаковых ролей Ильина.

Спор мировоззрений строго развивается по чеховскому сюжету: разговоры обо всем и ни о чем. А в это время место Рагина уже присмотрел пронырливый и хваткий Хоботов (Евгений Стычкин), об этом догадываются все, включая Никиту и простоватого Михаила Аверьяновича (Александр Панкратов-Черный). Все, кроме самого Рагина, страдающего депрессией от жизни в «замкнутом круге». Шахназаров упивается многочисленными монологами и диалогами героев, ведь, по сути, весь фильм построен лишь на них. Сам режиссер сказал в интервью «Эхо Москвы» следующее: «Более всего мне хотелось бы, чтобы услышали речь Чехова. Она удивительна. Я устал от отсутствия хорошей русской речи в окружении».

Точные слова, которые характеризуют всех персонажей, выскажет в очередном споре с Рагиным Громов: «Вам нет никакого дела до будущего!». И это правда. Все заняты только своей жизнью, своими проблемами, своим «я». И тот же Рагин, презирающий приземленного Хоботова, в сущности своей ничем не отличается от молодого врача. Больные живут в ужасных условиях, умирают из-за запущенных болезней – и никто не занимается своим делом. Самое страшное, что воз и ныне там. И грош цена извечному спору двух интеллигентов – правда находится здесь, в грязных стенах этой больницы, в палате №6.

Не идя в разрез с интерпретацией чеховского текста, Шахназаров поставил настолько актуальный, и, как мне кажется, наболевший фильм. В нем нет никакой политической подоплеки. Оценят ли по достоинству жюри «Оскара» картину («Палата №6» представляет в этом году Россию) не важно. Важно, что фильм честен и правдив. До боли.

Приятного просмотра Вам желает Яна Гуляева, 20 лет, Ярославль.

Рецензия зрителя на фильм К. Шахназарова «Палата №6».  «Страна в футляре»


Комментарии: