12-09-2018, 19:46 | Новости / Коротко о главном
Стартовал новый проект "ВГИК-ДЕБЮТ"
Начался подготовительный период работы над психологическим триллером «Когда она приходит» Александра Цоя. Проект производства Продюсерского центра «ВГИК-Дебют» получил поддержку Министерства культуры РФ, продюсер - Федор Попов.
В сентябре 2018 года Продюсерский центр «ВГИК-Дебют» преступил к работе над фильмом «Когда она приходит», недавно получившим поддержку Министерства культуры РФ. Продюсер проекта - Федор Попов. В интервью режиссер картины Александр Цой рассказал о работе над дебютным проектом, мистическим триллером «Когда она приходит», своей любви к учебе, о том, как сочетает актерство с режиссурой театра и кино.
Дарья Осташева:
Можно сказать, что ты уже состоялся в качестве актера и театрального режиссера, сейчас пробуешь себя в кинорежиссуре. Что, все-таки, тебе ближе?
Александр Цой:
Состоялся ли я в качестве актера и театрального режиссера - честно говоря, не мне решать. Это скорее мнение зрителей и коллег-профессионалов, и если оно существует, то очень этому рад. Правда. А первый опыт кинорежиссуры, если можно так его назвать, я получил в детстве. Лето 1997-го я проводил у бабушки и нашел у нее дома видеокамеру - Panasonic 3000, принадлежащую моему дяде. Тогда вместе с братьями и сестрами мы сняли пластилиновый мультфильм - передвигали человечков из пластилина и делали короткие кадры, нажимая на кнопку записи, а через секунду - на стоп. Сейчас такая техника называется стоп-моушен, кажется. Съемки так увлекли меня, что в итоге камера была сломана. Но через пару лет родители купили мне другую. Я заставлял сниматься всех своих друзей, ставил короткие этюды, записывал школьные мероприятия и сам монтировал эти видеозаписи. Монтажного стола у меня не было, поэтому процесс занимал огромное количество времени, но приносил и колоссальное удовольствие. Театральная режиссура мне тоже очень нравится. Она требует совершенно других приемов, но я считаю, что такие виды искусства, как театр и кино, могут взаимодействовать между собой. Например, в спектакле «Фрейд» я использовал приемы киномонтажа. А что касается актерства, то первой я начал осваивать именно эту профессию. Природа у меня все-таки актерская, и если мне предложат интересную роль, с радостью соглашусь.
Отказываться от чего-либо не хочется, потому что и театральная режиссура, и кинорежиссура, и актерство приносят мне огромное удовольствие.
Дарья Осташева:
Поставив несколько успешных спектаклей, ты отучился в театральной магистратуре. До этого получал образование на Высших курсах сценаристов и режиссеров в РАТИ-ГИТИС. Почему для тебя важна учеба? Получаешь удовольствие от процесса или считаешь необходимостью?
Александр Цой:
После школы казалось, что меня должны с руками и ногами взять на актерское отделение. Сдав творческий экзамен в Ташкентский Театральный институт, я начал искать свое имя в списках на бюджетное место - и не нашел. Увидел его в самом конце листа, на коммерческом отделении, и забрал документы из театрального института. Поступил в эстрадно-цирковой колледж. Это было необходимостью, мне было бы стыдно перед родителями, если бы я потерял целый год жизни. Потом меня позвали учиться в студию при молодежном театре Узбекистана. Я получил хороший сценический опыт за 8 лет службы в этом театре, и именно там впервые попробовал себя в качестве режиссера. ГИТИС сформировал меня как актера. К моменту поступления на Высшие курсы сценаристов и режиссеров мне было около тридцати лет, и я уже осознавал, как и какое кино хочу снимать. Там мне удалось много поэкспериментировать. Магистратура была для меня... как бы это правильно сказать? Я - амбициозный парень. Вот и пошёл. А ещё папе нравится, что в нашем роду есть магистр Цой (Смеется).
Вообще, я считаю, что режиссеру нужно получить образование, чтобы научиться ремеслу, чтобы дать себе необходимое время, возможность ошибаться и пробовать новое.
Дарья Осташева:
Расскажи о своем дипломном фильме «Лучшее от первого лица». Какой месседж он несет в себе? Сейчас, спустя время после завершения работы над картиной поменял бы в ней что-нибудь или оставил все как есть?
Александр Цой:
Я убежден, что каждая женщина заслуживает поклона. Ради этого был написан сценарий и снят фильм. Начало картины - достаточно жесткое и провокационное, но продиктовано именно этой идеей уважения к женщине. Мне хотелось, чтобы зрители, молодые пары, посмотрев фильм, еще больше сблизились друг с другом, чтобы в них что-то повернулось...
Как для режиссера, для меня было бы идеальным вариантом, если после просмотра девушка-зрительница прижалась к своему молодому человеку и спросила, что он хочет на завтрак, как это делает героиня Полины Фоминой в финале, а парень ответил ей - омлет из четырёх яиц с беконом... Улыбнулся и обнял бы свою спутницу ещё крепче.
Мы снимали картину длинными планами, и уже на съемочной площадке отбирали лучшие кадры, просматривая все остальные, рабочие, больше для проформы. Монтаж картины занял у меня буквально пол дня, после оставалось только немного загладить швы. Музыка, которую написал Альберт Халмурзаев, сразу идеально легла на визуальный ряд фильма. Поэтому если ты спрашиваешь меня - можно ли что-то сократить, я отвечу - нельзя. Мне очень нравится картина, и пусть это звучит слишком самоуверенно, но менять в ней я совершенно ничего бы не стал. Для нашей команды это был замечательный опыт, мы делали все по любви и с душой, и я считаю, что картина удалась. В других своих короткометражных работах я, возможно, изменил бы что-нибудь, но здесь - точно не стану.
Дарья Осташева:
Сейчас ты начинаешь работать над своей первой полнометражной картиной «Когда она приходит». Как пришла идея создания фильма?
Александр Цой:
Я до сих пор пребываю в шоковом состоянии от того, что картина получила поддержку Минкульта. Это очень важно для нашего фильма (точнее говоря, без поддержки мы бы и вовсе не смогли запуститься) и придает мне уверенности, сил, надежды на то, что он получится.
Идея пришла ко мне почти два года назад, когда я только поступил на Высшие курсы. В этой истории - очень много личного. Дело в том, что в моей жизни был человек, который подсказывал мне, как действовать в той или иной ситуации - но не потому что строил из себя волшебника, а потому что хотел поддержать. Я подумал: «А что, если бы этот человек обладал даром предсказаний? Что стало бы со мной, если появилась бы такая золотая рыбка? Стал бы я требовать больше денег, власти и славы?»... Потом я понял, что не один такой - многих мучает вопрос о том, что делают с людьми безграничные возможности. В итоге все эти мысли настолько захватили меня, что из них вдруг стали рождаться маленькие сюжеты. Тогда я не знал, как связать их вместе. Но когда от студии «ВГИК-Дебют» поступило предложение приступить к написанию сценария, то, когда мы совместно со сценаристом Женей Гущиным начали работу, история стала обретать свою форму.
Интересно, что почти по мистическому стечению обстоятельств, некоторые написанные вещи стали происходить рядом с нами. По мелочам, конечно, но все-таки было ощущение, будто сценарий создается в пространстве...
Дарья Осташева:
Почему ты решил снимать фильм в жанре мистического триллера? Насколько тебе близок этот жанр? Каким ты видишь своего потенциального зрителя?
Александр Цой:
Я отчасти суеверен, например, думаю, что в жизни все неслучайно и даже допускаю мысль о том, что есть некие высшие силы, которые могут давать нам подсказки и знаки. Поэтому такой жанр мне очень близок, но я не зацикливаюсь на нем, и в будущем мне бы хотелось поработать в разных жанрах.
Мой соавтор Женя Гущин обозначил нашего героя как инфантильного человека. Этот персонаж симпатичен мне именно потому что в нем изначально есть что-то отрицательное, есть какой-то внутренний конфликт и нет никакого геройства. Но тем не менее к финалу он проходит определенный путь и многое осознает. Думаю, что у мужской половины аудитории возникнет связь с этим героем, он будет им понятен. У женщин, возможно, персонаж вызовет отторжение в начале фильма. Но тем не менее, картина должна захватить и увлечь женскую аудиторию - в ней есть и любовная линия.
С самого начала мне хотелось сделать картину для массового зрителя, сохранив в ней свою авторскую позицию. Поэтому в авторском сценарии мы с Женей пытались соблюсти все законы зрительского кино и в итоге, как мне кажется, нам это удалось.
Дарья Осташева:
В каком направлении ты хочешь двигаться дальше? Как видишь свое будущее в режиссуре?
Александр Цой:
Если говорить о направлении, то мне как раз хотелось бы заниматься арт-мейнстримом. Именно так мы позиционируем картину «Когда она приходит». Я считаю, что все, создаваемое в кино или в театре - должно делаться для зрителя. Конечно, можно поставить камерный спектакль для 20 человек - и в этом будет своя правда и прелесть. Но мне этого мало. Я хочу, чтобы мои фильмы и спектакли смотрели все - мне есть что сказать и есть чем поделиться. Идеальным вариантом развития своего творческого пути я вижу именно направление арт-мейнстрима. Мне хочется создавать картины для широкого зрителя, которые при этом не будут лишены авторского почерка, а будут одновременно и интеллектуальными и захватывающими.
Дарья Осташева:
Какие картины ты видишь в качестве референсов для фильма «Когда она приходит»? Вдохновлялся какими-нибудь работами при написании сценария?
Александр Цой:
Сложно говорить о референсах для своего фильма, потому что такого фильма еще не было. Но меня вдохновляют работы Кристофера Нолана. Его картины «Начало» и «Интерстеллар», на мой взгляд - одни из понятных образцов арт-мейнстрима. Во время написания сценария мы не вдохновлялись другими фильмами, но я, к примеру, очень часто ходил в кино. Искал ленты, похожие по жанру, пытался найти ошибку, понять как они сделаны, почему цепляют или не цепляют.
Дарья Осташева:
А кого ты хотел бы увидеть в главных ролях картины? Сформировался ли уже некий дримкаст?
Александр Цой:
Возможно, этот ответ тоже покажется слишком наглым и самоуверенным, но в главной женской роли мне хотелось бы видеть Сиршу Ронан. Она точно подошла бы. Кто знает, может быть, мы напишем Сирше, и она скажет: «Ок, я приеду»? Почему нет? В последнее время я верю в то, что все, чего ты хочешь по-настоящему - возможно. А пока мы уже начали вести переговоры с несколькими актерами. Например, могу точно сказать, что на одну из женских ролей (а их - четыре) буду пробовать Полину Ревиз (она же Полина Фомина), которая сыграла в моей дипломной работе.
Дарья Осташева:
«ВГИК-Дебют» - твой первый опыт работы в продюсерской компании. Как ты себя ощущаешь в команде Продюсерского центра? Насколько тебе комфортно с работать с продюсером Федором Поповым? Помогает ли он на подготовительной стадии фильма, советует ли что-нибудь?
Александр Цой:
Название Продюсерского центра говорит само за себя. «ВГИК-Дебют» дает старт молодым режиссерам, возможность ворваться в большое кино и доказать всем, что они - лучшие. Считаю, что мне повезло стать частью этого проекта. В команде «ВГИК-Дебют» я чувствую себя очень уютно и легко - а это, на мой взгляд, один из главных показателей предстоящей продуктивной работы.
За то недолгое время, что мы знакомы с Федором Максимовичем, у нас не возникало никаких проблем, и я верю в то, что на протяжении работы над картиной наш творческий союз будет только крепнуть. При разработке сценария он делился со мной своими мыслями и дал несколько ценных советов, которые я учел не столько потому что это советы продюсера, сколько из-за того, что это мнение профессионала, на протяжении многих лет успешно продвигающего свои проекты. Исходя из того, как мы начали работу, сложилось впечатление, что Федор Максимович очень верит в меня, что, безусловно, стимулирует и побуждает к дальнейшим победам.
Комментарии: